Чешский язык прекрасен: Татру чехи ласково называют «Татрочка», а самосвал — «склапечка» с ударением на «е»... Перед вами — рестайлинговая Tatra Phoenix 8х8 с кабиной и двигателем DAF. Такие «ТатроДАФы» недавно начали поставляться к нам, и я сел за руль одной из машин.

А ведь я не водил Татры уже десять лет! Если быть точным — с тех пор, как опубликовал рассказ о новой на тот момент модели Phoenix с кабиной (понятно, что еще дорестайлинговой) и двигателем от голландского ДАФа CF. Чехи пошли практически тем же путем, что и КАМАЗ сегодня: если твои компоненты устарели — найди их у европейских партнеров. Потому-то любимый в Советском Союзе татровский дизель воздушного охлаждения V8 уступил место более современной, распространенной и экологичной рядной «шестерке» PACCAR, коробки передач тоже массовые, ZF.

 

Phoenix первого поколения.

 

А вот ходовая часть осталась фирменной, татровской, с независимой подвеской и могучей трубой, которая играет роль хребтовой рамы и в которую заключены карданные валы. Кстати, спереди на трубу нанесен VIN: у нас как-то хотели заменить эту часть трубы при ремонте, да не тут-то было...

Прежние Татры были «косолапыми» в ненагруженном состоянии (верхняя схема), но у Феникса эта особенность выражена меньше благодаря пневмоэлементам
Прежние Татры были «косолапыми» в ненагруженном состоянии (верхняя схема), но у Феникса эта особенность выражена меньше благодаря пневмоэлементам
Особенность татровского шасси — хребтовая рама-труба, внутри которой проходят карданы. Полуоси — качающиеся, на независимой подвеске
Особенность татровского шасси — хребтовая рама-труба, внутри которой проходят карданы. Полуоси — качающиеся, на независимой подвеске
Прежние Татры были «косолапыми» в ненагруженном состоянии (верхняя схема), но у Феникса эта особенность выражена меньше благодаря пневмоэлементам
Особенность татровского шасси — хребтовая рама-труба, внутри которой проходят карданы. Полуоси — качающиеся, на независимой подвеске

И вновь процитирую старый шоферский анекдот про то, как встретились танк и Tatra. Tatra говорит: «Это у тебя что на лбу выросло?» А танк ей: «А у тебя почему ноги кривые — на бочке родилась?» Косолапость Татр — их фирменная черта, но у Фениксов она выражена меньше за счет того, что в подвеске появились пневмоэлементы, причем они стоят не только сзади, но и спереди.

VIN нанесен прямо на трубу
VIN нанесен прямо на трубу.
 
Если заглянуть под машину, видны трубчатая рама и независимая подвеска
Если заглянуть под машину, видны трубчатая рама и независимая подвеска
 
 
Если заглянуть под машину, видны трубчатая рама и независимая подвеска
Если заглянуть под машину, видны трубчатая рама и независимая подвеска
VIN нанесен прямо на трубу
Если заглянуть под машину, видны трубчатая рама и независимая подвеска
 

Ну а в 2018 году Tatra начала получать от ДАФа обновленные кабины, и вот наконец эта модель добралась до нашей страны.

Кстати, как себя чувствует сама Tatra в окружении мощных европейских производителей грузовиков? Завод, затерянный среди чешских гор, вообще жив? Как оказалось, вполне: за прошлый год, несмотря на карантин, здесь выпустили 1181 автомобиль — из этого количества 40% осталось в Чехии и Словакии, а 60% ушло на экспорт. При этом свыше половины продукции получают военные: мощное шасси и полный привод — то, что им нужно! Кстати, недавно DAF объявил о том, что в кооперации с Татрой сделает почти 900 полноприводных грузовиков для бельгийской армии. Знаете, что это за машины? Те же Татры Phoenix, только не с татровским, а с дафовским оформлением!

Постройкой армейских полноприводных грузовиков DAF, в том числе бронированных, ­займется чешская Tatra

Ну а гражданских автомобилей тут делают 500—700 в год, и Россия закупает примерно 10% от этого количества. Многотысячных поставок, как в советские времена, ждать не приходится, ТАТРА - специализированная машина, поэтому цель татровцев — продавать у в России около сотни машин в год.